Что такое фен-шуй

Фен-шуй — это учение о гармоничном жизнь человека во Вселенной. Оно определяет правила рождения формы и различные ее проявления (движения), доступные человеческому восприятию через сенсорные системы — зрение, обоняние, слух, вкусовые и тактильные ощущения.

Фен-Шуй

Учение фен-шуй.

Фен и шуй — это основные образные категории тонкой жизненной энергии ци. В переводе с китайского языка «фэн» означает ветер, а «шуй» обычно ошибочно переводят как «вода». Однако, как и любые китайские иероглифы, так и перевод иероглифов «фэн» и «шуй» является не значением, а образами, которые показала человеку природа вокруг нее и в которых отражена суть сложных процессов мироздания. Так, мудрецы Китая под словом «фен» понимали https://ofengshui.com/ любой вид показанных движений, а словом «шуй» нарекли различные состояния (предметы, явления), которые подвержены движению. Поэтому «фен-шуй», как «влага гонимых ветром облаков», — это явления жизни, которые склонны к изменениям в любую (благоприятную и неблагоприятную) сторону.

Однако ветер не имеет формы, а облака не имеют размера. Чтобы измерить размер облаков и воспринимать форму ветра, необходимо овладеть истинным знанием учения фен-шуй.

А может ветер (фен) обрести форму, а облака (шуй) — размера? Ответ на этот вопрос содержится в древних китайских трактатах, где говорится, что единое воплощается в ритме, ритм рождает структуру, структура порождает форму, форма определяет размер, размер определяет объем, объем рождает пространство, пространство измеряют время. Единственное — это ци. Пульсируя, ци создает форму, задавая ритм всему во Вселенной с помощью яви себя в движении инъ-ци и ян-ци. Проявление формы и возможное обратное преобразование — это путь ци, или Дао. Постижение этого пути — где — возможно, если человек изучает и соблюдает законы фен-шуй. Нахождение и следование Дао — это единение с ци.

Основой китайского учения фен-шуй является умение распознать поток ци и неукоснительно соблюдать его русла. Ведь ци ведет себя как ветер и облака — фэн и шуй. Чтобы человек был здоров и счастлив, ему нужен плавный поток ци: она должна постоянно двигаться, но не слишком сильно и быстро.

Знание законов фэн-шуй и выполнение правил, продиктованных ими, позволяет найти гармонию между человеком и окружающей средой. Без внешнего нет внутреннего — этот принцип взаимозависимости, неразрывной взаимосвязи, целостного рассмотрения любого явления, в отличие от европейской, аналитической, разъединяющего сознания, — краеугольный камень всей китайской философии.

Ци (энергия)

Ци и фен. В китайской философии вообще не учитывается разделение на духовное и материальное. Следует сказать, что и современные западные ученые ищут отражение единства, существующего в мире. Ядром китайской философии и учения фэн-шуй есть знание о том, что единство явленного мира реально только потому, что опирается на тонкую энергию, имя которой — ци. Эта энергия, и это очень важно понять, не подвластная любым изменениям, трансформациям, метаморфозам, сохраняя свое единство всегда и везде (во времени и пространстве явленного мира и вне времени и пространства своего существования). Она сама представляет те состояния и создает те правила их трансформации, которые действуют как закон жизни Вселенной, причем, являя состояния и пути их изменения, она продолжает действовать в них как непременное условие их жизни, став ими, но не изменив своей сущности. В рамках китайского менталитета разделение проявленных в реальности состояний и движений на материальное и духовное разрушительный для гармонии с природой.

Сущность реальности, проявления в действии ее активной части постоянно требует от человека не созерцания (хотя это очень полезно), а умного владения ею. Такое функционирование заставляет его отмечать тонкие различия внутри вещей, суть которых, как мы понимаем, отразить очень сложно.

Размышляя о процессе своего бытия, мудрецы Китая смогли уловить эти тонкие нюансы, которые существуют как в лейтмотиве произведения, так и в его развитии. Окружающая человека явило ей те образы, которые могли бы отразить суть этих сложных процессов мироздания. Поэтому все виды проявленных движений они нарекли именем «фэн» (ветер), оставляя право ци быть собой.

Такое удивительно мудрое решение могло родиться только лишь из безграничного уважения к той разумной энергии, которая никогда не несет разрушения (разделения), поскольку именно разрушение противоречит ее основному замыслу — воплощению полноты жизни единственного источника в творении.

Фэн (ветер)

Ветер. Классификация фен. Ци создает все многообразие проявленной реальности — небо, землю, человека, фэн, шуй. Проявившись в 10000 вещах и их движении, она не перестает быть собой, не изменяясь ни в бесконечно малом, ни в бесконечно большом. Ци присутствует во всех структурных элементах и их движениях как жизненная сила, обеспечивая их связь с единым. При этом существующая реально тонкое отличие от фэн ци не исчезает и в том случае, когда ветер приобретает различных видов при трансформации проявленных состояний.

Многообразие единого создало множественность отношений между «вещами». Их функционирование проявилось в том разнообразии видов движения, пытливый человеческий ум изучал и продолжает изучать до сих пор. Движение света, звука, воздушных масс и водных потоков, действие магнитных полей и электрических импульсов, разные физиологические процессы организма человека (движение крови и лимфы, распространение нервных импульсов, обменные процессы метаболизма) — это лишь ничтожно малый перечень проявленных видов движения «ветра».

Разделяя ветры на внешние ян-фен и внутренние инь-фэн, мы говорим о проявлении ими своей принадлежности к той или иной системы (структуры), которая их продуцирует, что выражается в направлении их действия. При этом движения, порожденные внутри системы и существующие как ян-фен и инь-фэн, могут иметь двойное действие.

Шуй. Чтобы почувствовать то единство, которая заложена в слове «фэн-шуй», надо понять значение иероглифа «шуй». Повторим: в переводе с китайского языка слово «шуй» обычно переводят как «вода», хотя точное понимание этого китайского иероглифа лучше выразить фразой, в которой содержится определенный образ: «влага, гонимая ветром в облаках». Этот образ тонко передает сущность иероглифа, указывая на такое положение, который легко подвержен любому движению.

Шуй (вода)

Шуй. Чтобы почувствовать то единство, которая заложена в слове «фэн-шуй», надо понять значение иероглифа «шуй». Повторим: в переводе с китайского языка слово «шуй» обычно переводят как «вода», хотя точное понимание этого китайского иероглифа лучше выразить фразой, в которой содержится определенный образ: «влага, гонимая ветром в облаках». Этот образ тонко передает сущность иероглифа, указывая на такое положение, который легко подвержен любому движению.

Таким образом, если фен — это движение, то шуй — состояние, движимый к движению.

Нетрудно догадаться, что относительные состояния инь-ян, лежащих в основе (или является причиной) любого явленного состояния и движения, проявляют себя и в шуй. Так, ветер-фен, достигая предела, порождает состояния инь-ян, то есть представляет шуй, а относительная противоположность состояний инь-шуй и ян-шуй создает движение между ними — и опять проявляется ветер-фен.

Наблюдая в повседневности циклического жизни процессы, что происходят в явленном, мудрецы Китая заметили, что слово шуй (вода) может отразить принципиально важные свойства проявленных состояний, а именно:

  •  их множественность при единстве сущности; вода имеет легкодоступные наблюдению (а следовательно, объяснению) состояния своего вещества (газообразное, жидкое, твердое);
  •  их единосущность, что реально отражена во множестве выявленных состояний; вода, как заметили еще в древности, содержится в огромном множестве увиденных «вещей», то есть проявляет себя везде, поэтому вывод о присутствии состояний инь-ян, ассоциированных с шуй, во всем явленном можно реально ощутить через символичность образа шуй;
  •  их свободное преобразование (трансформирование), то есть возможность быстрого перехода из одного состояния в другое.

Вода может свободно изменять свои состояния, которые легко переходят один в другой, что позволяет наблюдать этот процесс, работать с ним, а самое главное — видеть естественную связь между различными состояниями воды, а значит, и неразрывную связь между фэн и шуй.

Значение слова фэн-шуй

Далее обобщающая характеристика слова «фен-шуй».

Фен-шуй. Начнем с главного. Фен-шуй — это не фен плюс шуй. Математический подход здесь неуместен, поскольку тогда возможны обратные вычисления: отнимая от фен-шуй шуй, получаем фен, или отнимая от фен-шуй фен, получаем шуй.

Абсурдность таких вычислений должна быть объяснена. Здесь еще раз необходимо вспомнить лейтмотив образования ян-ци-инь, представляет собой такую целостность, где зависимость становится смыслом жизни.

Единая пневма-ци, рождаясь в янь-ци и отражаясь в инь-ци, сделала себя зависимой (если хотите, уязвимой) от этих состояний и их функционирования. С другой стороны, состояния инь-ян (шуй) и их движения фэн также зависимы от пневмы-ци и друг от друга. Но эту зависимость нужно понимать как благо, а не только как необходимость, поскольку именно она является жизнью творения. В этом состоит коренное отличие китайского учения фэн-шуй от западной философии.

Китайская наука фен-шуй, понимая корень зависимости как лейтмотив самого источника творения — ян-ци-инь, не тяготится ею, не борется против нее, а, принимая ее, живет по ее законам.

В повседневной жизни законы фен-шуй являются основными для каждого китайца во всех бытовых, производственных, личных, семейных вопросах, а также в вопросах здоровья, а в конкретной ситуации — руководством к действию. Законы фэн-шуй имеют не абстрактный, а реальный характер, поскольку представляют единый принцип творения, что лежит в основе любых состояний и их действий, отражая своей символичностью реальность их существования.