Классификация тестов и их характеристика

! Тест — это кратковременное, техническое испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях, имеют вид задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.


Прежде всего, (по направленности), тесты бывают разных типов:

  • тест достижений,
  • тесты способностей,
  • тесты личности,
  • тесты креативности,
  • тесты проективные,
  • тесты критериально-ориентированные.

  • С помощью тестов достижений (дидактических тестов, тестов успешности) получают информацию об уровне усвоения некоторого учебного материала.
  • Тесты способностей предназначены для того, чтобы получить сведения о развитии некоторых индивидуально-психологических свойств и особенностей личности. Они в целом не характеризуют ее общее интеллектуальное развитие. Кстати, онлайн тесты вы можете пройти на страницах нашего специализированного сайта.
  • Нормативные или статистически-нормативные тесты, которые в течение многих лет применяются в США, Англии, Франции, Германии и других западных странах, предназначены для сравнения достижений учащихся с достижениями других учеников при похожих условиях. Задача состоит в отборе испытуемых так, чтобы ответы многих учащихся заключались в достаточно широкую полосу оценок. При этом на основании результатов тестирования оценки можно разделить в соответствии с кривой нормального распределения Гаусса.
  • Критериальные тесты не уточняют различий в результатах деятельности тестируемых, а показывают — достигли они такого уровня, который отвечает определенным требованиям и целям. Основная характеристика критериальных тестов заключается в том, что они являются средством измерения и оценки достижений учащихся согласно целей и задач, сформулированных в государственных и других документах, имеющих обязательный характер. Такое название этих тестов связана с тем, что цель выступает и как критерий оценки.
  • Нормативно-критериальные тесты включают характерные особенности, как для нормативных, так и для критериальных тестов, что позволяет провести более глубокую интерпретацию деятельности ученика. Классификацию тестов можно провести по видам задач, выделив при этом тесты с выбором ответов и тесты с конструктивными ответами. Тесты с выбором ответов и требуют выбора одного или нескольких ответов определенного значения истинности из совокупности ответов, что представляются.
  • Что касается тестов с конструктивными ответами, то они предусматривают построение ответа самим испытуемым на основании прилагаемой к тесту инструкции.

    В научно-методической литературе выделяются следующие признаки тестов:
  • объективность,
  • модельность,
  • стандартизированность.
Объективность предусматривает исключения влияния случайных факторов, умышленных или неосознаваемых действий на тестируемого. Она достигается, главным образом, единством задачи, единственной инструкцией, единством принципов регистрации результатов тестирования и их оценки.
Модельность означает, что испытания с помощью тестов состоит из заданий, которые выражают некое комплексное целое.
Стандартизированность обеспечивает однообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация включает словесные инструкции, время, материалы, а также окружающая обстановка.