! Тест — это кратковременное, техническое испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях, имеют вид задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Прежде всего, (по направленности), тесты бывают разных типов:
- тест достижений,
- тесты способностей,
- тесты личности,
- тесты креативности,
- тесты проективные,
- тесты критериально-ориентированные.
- С помощью тестов достижений (дидактических тестов, тестов успешности) получают информацию об уровне усвоения некоторого учебного материала.
- Тесты способностей предназначены для того, чтобы получить сведения о развитии некоторых индивидуально-психологических свойств и особенностей личности. Они в целом не характеризуют ее общее интеллектуальное развитие. Кстати, онлайн тесты вы можете пройти на страницах нашего специализированного сайта.
- Нормативные или статистически-нормативные тесты, которые в течение многих лет применяются в США, Англии, Франции, Германии и других западных странах, предназначены для сравнения достижений учащихся с достижениями других учеников при похожих условиях. Задача состоит в отборе испытуемых так, чтобы ответы многих учащихся заключались в достаточно широкую полосу оценок. При этом на основании результатов тестирования оценки можно разделить в соответствии с кривой нормального распределения Гаусса.
- Критериальные тесты не уточняют различий в результатах деятельности тестируемых, а показывают — достигли они такого уровня, который отвечает определенным требованиям и целям. Основная характеристика критериальных тестов заключается в том, что они являются средством измерения и оценки достижений учащихся согласно целей и задач, сформулированных в государственных и других документах, имеющих обязательный характер. Такое название этих тестов связана с тем, что цель выступает и как критерий оценки.
- Нормативно-критериальные тесты включают характерные особенности, как для нормативных, так и для критериальных тестов, что позволяет провести более глубокую интерпретацию деятельности ученика. Классификацию тестов можно провести по видам задач, выделив при этом тесты с выбором ответов и тесты с конструктивными ответами. Тесты с выбором ответов и требуют выбора одного или нескольких ответов определенного значения истинности из совокупности ответов, что представляются.
- Что касается тестов с конструктивными ответами, то они предусматривают построение ответа самим испытуемым на основании прилагаемой к тесту инструкции.
В научно-методической литературе выделяются следующие признаки тестов: - объективность,
- модельность,
- стандартизированность.
Объективность предусматривает исключения влияния случайных факторов, умышленных или неосознаваемых действий на тестируемого. Она достигается, главным образом, единством задачи, единственной инструкцией, единством принципов регистрации результатов тестирования и их оценки.
Модельность означает, что испытания с помощью тестов состоит из заданий, которые выражают некое комплексное целое.
Стандартизированность обеспечивает однообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация включает словесные инструкции, время, материалы, а также окружающая обстановка.