Что выросло в цене, а что упало в цене за прошедший год?
Цены на недвижимость, которые, поначалу прогнозировалось, упадут, являются одним из факторов, увеличивших стоимость. Несмотря на быстрое ухудшение ситуации на фондовых рынках, средние показатели краткосрочных финансовых вложений также в настоящее время выше, чем год назад. Обесценение активов является индивидуальным и специфичным в зависимости от отрасли, в которой работает компания. Я уверен, что все слышали о трудностях в секторе туризма, что означает, что соответствующие активы могут иметь признаки обесценения. Некоторые компании закрыли производственные подразделения, что вызвало необходимость признания убытка от обесценения по этим конкретным активам.
В любом случае, эксперты говорят, что важно проверять стоимость активов на балансе на предмет возможного обесценения. Существует несколько признаков возможного обесценения актива: когда рыночные процентные ставки значительно возросли, общая экономическая конъюнктура ухудшилась, ставки дисконтирования повысились, некоторые бизнес-подразделения закрываются, бизнес-планы не увенчались успехом или чистые активы компании не соответствуют требованиям Коммерческого кодекса и т.д.
“Когда мы говорим об оценке компании, мы должны вспомнить старую поговорку о том, что красота в глазах смотрящего. Это означает, что для сторон, то есть покупателя и продавца, стоимость компании может отличаться в зависимости от конкретной ситуации и от того, на чьей стороне вы стоите ”, — говорит Мяги. “Основными подходами к оценке являются затратный подход, доходный подход и рыночный подход. Каждый из них имеет свою специфику и включает различные подробные методы применения”.
Наиболее упрощенным подходом является определение справедливой стоимости чистых активов, при котором как активы, так и обязательства компании должны оцениваться по справедливой стоимости. Для владельца справедливая стоимость — это разница между активами и обязательствами. Простой пример: если справедливая стоимость активов компании составляет 1000 евро, а обязательства — 900 евро, справедливая стоимость собственного капитала этой компании равна 100 евро. Кроме того, мы имеем дело с различными активами, которые компания может держать на своем балансе, такими как дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы и материальные активы, которые часто не признаются по справедливой стоимости. “В таком случае нам приходится оценивать все эти активы, и, возможно, потребуется списать некоторую дебиторскую задолженность и товарно-материальные запасы. Или, наоборот, если справедливая стоимость материальных активов на самом деле выше балансовой стоимости активов, то мы должны принять это во внимание. По сути, это все еще упрощенный подход, который может не учитывать будущий потенциал компании, но, тем не менее, его удобно использовать в случае компаний по управлению активами или компаний, которые прекращают свою деятельность ”, — объясняет Мяги.
Что касается рыночных подходов, мы можем говорить о различных оценочных коэффициентах, таких как коэффициенты прибыли, мультипликаторы выручки, мультипликаторы балансовой стоимости и т.д. Этот подход предполагает наличие хорошей справочной базы сопоставимых публично торгуемых компаний или надежной информации о недавних сделках. В Эстонии может быть немного сопоставимых публично торгуемых компаний, а прозрачность сопоставимых сделок низкая, вот почему компании часто переходят к доходному подходу, который обычно означает использование метода дисконтированных денежных потоков. При использовании доходного подхода найденная стоимость компании основывается на двух факторах: прогнозируемом будущем денежном потоке, который будет генерироваться компанией, и вероятности достижения прогнозируемых результатов. Важно подчеркнуть, что здесь владельцы несут наибольший риск, поскольку доход в первую очередь пойдет на оплату услуг поставщиков, сотрудников и государства, а после погашения долга перед финансирующими сторонами оставшийся денежный поток остается за владельцами. Мяги говорит, что существуют различные аспекты, в которых люди склонны ошибаться и могут допустить ошибку, например, какие прогнозы уместны, какую ставку дисконтирования следует использовать и т.д.
“При выборе подхода к оценке самое важное — обратить внимание на конкретную компанию или актив. Если потенциал денежного потока или доходности компании низок и есть признаки того, что стоимость может быть выше при оценке с использованием затратного подхода, то использование доходного подхода может оказаться нецелесообразным. Рациональный инвестор сказал бы, что, если стоимость активов со временем снижается, было бы разумнее прекратить деятельность компании. Выбор подхода зависит от того, что это за компания, где она работает и какая информация нам доступна. Если сопоставимых компаний нет, следует рассмотреть другие методы, отличные от рыночного подхода. Также возможно комбинирование различных подходов. Компании по управлению недвижимостью, которые владеют определенными объектами и управляют ими, обычно оцениваются с использованием метода чистых активов, в то время как справедливая стоимость инвестиций в недвижимость в балансовом отчете часто определяется с использованием доходного подхода. Для эстонских малых и средних компаний наиболее часто используемым методом является доходный подход. ”
Ценность использования и справедливая стоимость
При оценке активов также имеют значение термины ‘справедливая стоимость’ и «ценность от использования». Ценность от использования имеет значение при проверке активов на предмет обесценения на отчетную дату, если имеются признаки обесценения. Тест на обесценение проводится для определения возмещаемой стоимости актива, которая выше справедливой стоимости актива (за вычетом затрат на продажу) или стоимости его использования. В первом случае в основном предполагается, что балансовая стоимость актива будет покрыта в результате сделки купли-продажи. Однако в случае ценности от использования предполагается, что балансовая стоимость актива будет покрыта за счет дальнейшего использования актива. Одно из различий между стоимостью использования и справедливой стоимостью заключается в том, что денежные потоки, используемые при расчете ценности использования, не должны включать денежные потоки (как доходы, так и расходы) от дополнительных инвестиций в улучшение актива. Например, если отель планирует масштабное улучшение в будущие периоды, в результате которого 2-звездочный отель станет 3-звездочным, такие инвестиции и дополнительный денежный поток не будут приниматься во внимание при определении ценности использования. Однако они могут быть учтены при оценке справедливой стоимости активов при использовании доходного подхода.
Нымпер утверждает, что нет необходимости опасаться убытков от обесценения, потому что, когда общая экономическая ситуация улучшится и временный кризис закончится, эти убытки от обесценения могут быть восстановлены. Только убытки от обесценения гудвила не могут быть восстановлены. “В целом эстонский стандарт финансовой отчетности в значительной степени ориентирован на затраты, хотя в прошлом происходили изменения – например, допускается признание недвижимости, финансовых вложений и биологических активов по справедливой стоимости. В то же время, подходы более консервативны в отношении того, в какой степени материальные активы могут быть признаны по справедливой стоимости. ”
Поэтому многие компании планируют перейти на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые в большей степени ориентированы на справедливую стоимость и позволяют признавать прибыль от изменений стоимости, не разрешенных эстонским законодательством. В случае материальных активов, например, в определенных случаях допускаются прибыли и убытки, возникающие в результате изменения справедливой стоимости актива. Тем не менее, компаниям следует тщательно обдумать решение о переходе на МСФО и проконсультироваться со своими консультантами, поскольку это требует большого количества пересчетов, также необходимо пересчитать исторические показатели и скорректировать начальные остатки. Кроме того, объем информации, раскрываемой в годовом отчете и примечаниях к нему, впоследствии будет значительно больше, а внедрение МСФО сделает деятельность компании более прозрачной, что не обязательно устроит всех.
Один комментарий на ««Почему вы должны знать стоимость своих активов»»
“Кроме того, вот уже несколько лет нам разрешено использовать различные формы отчетности, такие как формы отчетности для микропредприятий, МСП и крупных предприятий, и многие компании используют форму для микропредприятий, которая является самой простой. Однако эстонский стандарт финансовой отчетности не допускает признания каких-либо активов по справедливой стоимости в случае формы для микропредприятий. Мы можем сказать, что сокращение годовых отчетов дорого обойдется тем, кто хотел бы показать справедливую стоимость – сначала им придется принять форму для малого предприятия и только потом они смогут признавать, скажем, свои инвестиции в недвижимость по справедливой стоимости ”, — объясняет Нымпер. Или, чем больше используется справедливая стоимость, тем больше информации должно быть раскрыто в годовых отчетах. Кстати, Оценка для Минфина доступна на страницах специализированного сайта.