В этой статье я попытался осветить основные области развития вокальных навыков и включил по крайней мере одно практическое упражнение для развития каждого из этих навыков. Эти упражнения следует транспонировать в соответствии с типом голоса и диапазоном певца, а также с конкретной областью диапазона певца, на которую нацелено упражнение (например, грудной регистр, головной регистр, primo passaggio и т.д.). Важно отметить, что певец не улучшится автоматически, просто повторяя эти упражнения снова и снова, если он или она применяет к ним неправильную технику. Если не хватает самых элементарных технических навыков, то повторение одних и тех же упражнений, скорее всего, приведет к таким же или даже худшим результатам, поскольку из-за неправильного использования вокального инструмента может возникнуть вокальная усталость, перенапряжение или травма. Это упражнения, которые можно добавить в существующую программу тренировки вокала или использовать в дополнение к обучению вокалу, проводимому во время занятий с инструктором по вокалу.
Это руководство, наряду с содержащимися в нем конкретными упражнениями, не предназначено для замены профессионального обучения вокалу. Чаще всего улучшение происходит быстрее и устойчивее, когда у певца есть знающий и квалифицированный инструктор по вокалу, помогающий ему развивать свой вокальный инструмент. Тем не менее, я понимаю, что многие из моих читателей в настоящее время выбирают учителей или предпочитают не вкладывать деньги в частные уроки вокала по целому ряду причин и активно ищут полезные советы и разумные рекомендации о том, как совершенствоваться в конкретных областях вокального исполнения.
Также следует понимать, что эта статья не является попыткой изложить полный или систематический подход к обучению вокалу. Такой подвиг вышел бы за рамки этой относительно короткой статьи. Я просто внес несколько предложений, которые могут дополнять или не дополнять текущую программу обучения вокалу певца или соответствовать текущим потребностям певца.
Читатели могут связаться со мной для получения более конкретной информации или совета о том, как достичь своих целей по улучшению вокала, или сообщить мне любую деталь, которая может отсутствовать в этом обзоре. Как всегда, пожалуйста, поймите, что мне было бы трудно диагностировать какие-либо технические ошибки или проблемы со здоровьем голоса, если я не могу слушать певца и наблюдать за ним лично. Тем не менее, я могу делать «обоснованные предположения» или оценки, основанные на информации, которой меня снабжают, а также на том, что я узнал за годы преподавания и исследований, а затем предоставлять информацию и практические инструменты. Кстати, Школа вокала риторики обучение пению в Москве доступна на страницах специализированного сайта.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
Во-первых, певец должен хорошо заботиться о голосе и обо всем своем теле еще до начала пения. Певец должен придерживаться сбалансированной по питательным веществам и здоровой диеты. Правильное питание и достаточный отдых укрепляют иммунную систему, помогая певцу избежать простуд и других проблем со здоровьем, которые повлияют на использование его голоса.
Певец также должен заниматься аэробикой, чтобы увеличить объем легких и выносливость, и избегать курения сигарет и марихуаны, поскольку они высушивают и ухудшают функцию легких и голосовых складок, что, в свою очередь, снижает эффективность управления дыханием во время пения и качество голоса ниже оптимального. Хороший объем легких особенно поможет во время выступлений, на которых певец энергично передвигается по сцене или танцует во время пения.
Увлажнение очень важно для оптимального функционирования голоса на уроках, репетициях и выступлениях. В идеале организм должен оставаться хорошо увлажненным, предпочтительно водой, в течение дня, и певцу не следует ждать начала тренировки, прежде чем пить воду. Во время занятий пением идеально подходит вода комнатной температуры, так как холодная вода вызывает легкое онемение в горле и затрудняет эффективную работу вокального инструмента. Избегайте аллергенов, которые могут вызвать раздражение горла или заложенность носа, а также лекарств, которые могут оказывать подсушивающее действие на горло.
Для получения дополнительных советов о том, как ухаживать за голосом и как справиться с конкретными проблемами со здоровьем голоса, пожалуйста, прочтите Уход за своим голосом.
БУДЬТЕ В БЕЗОПАСНОСТИ
Прежде всего, певцу необходимо использовать правильную технику пения, чтобы голос был здоровым и мог использоваться в течение многих лет.
При пении или озвучивании никогда не должно возникать ощущения дискомфорта или боли. Если певец чувствует боль или дискомфорт, он или она должны немедленно прекратить пение. Боль всегда является признаком нездоровой техники пения. Ни на минуту не верьте, что старая поговорка «нет боли — нет выгоды» применима и к развитию певческого голоса. Некоторые методы обучения заходят так далеко, что побуждают певца не обращать внимания на определенные неудобства и боль при разучивании нового современного вокального эффекта или техники, уверяя его, что дискомфорт и боль в конечном итоге пройдут после того, как он привыкнет использовать свой голос определенным (осмелюсь сказать, сомнительным) образом. Если боль не проходит, голосу следует дать отдых и следует проконсультироваться со специалистом по горлу (ЛОР или отоларингологом), поскольку это может быть признаком более серьезного повреждения голосовых складок. Обратите внимание, что при правильном использовании голоса никогда не должно возникать необходимости в вокальном отдыхе и восстановлении сил после пения.
Во многих случаях певцы замечают более тонкие изменения в качестве своего голоса без какой-либо боли или дискомфорта. Охриплость, неустойчивость, неспособность петь тише, срывающийся голос, ограниченный диапазон и т.д. — все это признаки потенциальной усталости, перенапряжения или травмы, а не просто источники расстройства. Если певец испытывает какие-либо из этих изменений в качестве или функциях голоса, даже если они не сопровождаются болью или дискомфортом, ему или ей следует немедленно обратиться за реабилитационной помощью, поскольку неправильное использование вокального инструмента может привести ко все более серьезным проблемам с вокалом, в том числе к таким, которые могут стать постоянными.
Если певец обнаруживает, что ему или ей требуются дни отдыха между репетициями или выступлениями, это также признак того, что голос работает неправильно, не обязательно, что он перегружен работой (хотя последнее также может быть правдой). Если боль присутствует только в определенных местах диапазона певца, например, в верхнем диапазоне голоса, певец должен немедленно снова спуститься по шкале и пересмотреть свою технику в нотах, предшествующих месту, где начала проявляться боль, обращая особое внимание даже на самые тонкие признаки напряжения. (Помните, что верхний диапазон не будет увеличен при использовании неправильной техники, и поэтому нет смысла продолжать повышать голос, когда он болезненный или явно сдавленный. Лучше всего петь только в удобном диапазоне, пока техника певца не будет исправлена.) Опытный инструктор по технике вокала сможет оценить проблему и предоставить практические советы и упражнения для ее устранения в будущем. Изучение хорошей техники поможет певцу справиться с интенсивными требованиями плотного певческого графика, чтобы он или она могли продолжать выступать без необходимости отменять концерты.
РАЗОГРЕВ ГОЛОСА
Когда певец готов приступить к практике, ему или ей нужно потратить некоторое время на то, чтобы медленно разогреть вокальный инструмент, чтобы он был готов к тем требованиям, которые к нему будут предъявляться. Точно так же, как спортсмен никогда не приступит к тренировке, не растянув предварительно свои мышцы, певцу никогда не рекомендуется приступать к интенсивным вокальным нагрузкам, предварительно не позволив голосу должным образом разогреться.
Меня часто спрашивают, какой продолжительности должна быть разминка. Мой ответ всегда таков: продолжительность разминки полностью зависит от конкретного человека, и даже она может меняться в зависимости от дня, времени суток или сезона. Некоторым певцам требуется полчаса, прежде чем они почувствуют, что их инструменты стали достаточно «гибкими», в то время как другим кажется, что достаточно десяти минут легкого пения. Виды певческих заданий (стиль, репертуар, тесситура и т.д.), Которые последуют далее, могут повлиять на продолжительность разминки. Например, классическому певцу, который поет в основном высокими тесситурами, может потребоваться больше времени на разогрев, чем певцу современного жанра, который никогда не поет выше своего secondo passaggio. Певцу с поясом может потребоваться больше времени на разминку, чем тому, кто поет нежную детскую песенку. Время суток, в которое певец озвучивает, также может влиять на время разминки. Например, многим певцам требуется больше времени для разминки по утрам после того, как их голосом не пользовались в течение многих часов (во время сна). У других певцов сезонная аллергия, и им требуется больше времени, чтобы отшелушить излишки слизи.
Я предпочитаю выделять «разминку» и «практику вокала» в две отдельные категории. Для меня разминка состоит из простых заданий по озвучиванию, которые требуют небольшой концентрации или усилий и которые не обязательно предназначены для улучшения технических навыков (хотя они, безусловно, тоже могут сыграть свою роль в улучшении). Упражнения и «вокализы», которые певец будет использовать после разминочных упражнений, с другой стороны, предназначены для поощрения развития различных технических навыков и будут более целенаправленными и сложными, чем упражнения для разминки.
Трели на кончиках языка и губ в арпеджио и гаммах очень эффективны для мягкого разогрева голоса, потому что они задействуют только тонкие края голосовых складок во время фонации, позволяя задействовать меньшую часть голосовых складок и облегчая удлинение и утончение складок (и, следовательно, более высокие высоты), а также потому, что они побуждают дыхательный механизм быстро включаться в работу. В разделе «Уход за своим голосом» я более подробно объясняю, почему трели особенно эффективны.