Православная икона как средство и место многочисленных встреч

Православная икона, как Богословский язык, «говорит о множественных встречах и в то же время призывает к встречам

Образ Господа нашего Иисуса Христа, во-первых, является видимым свидетельством и доказательством истины нашей веры в то, что » Бог стал плотью. О том, что непостижимая, невыразимая и бесконечная божественная природа » опустошается и встречается с преходящей человеческой природой. Что не сотворенное встречается с созданным и существует по пути сотворенного. Поэтому Кинисекстский собор (691) своим 82-м каноном, чтобы подчеркнуть первостепенную истину Божественной гуманизации, отныне запрещает изображение Иисуса в форме Агнца и повелевает » представить образ нашего Бога Иисуса Христа в соответствии с его человеческим характером. Таким образом, верующие смогут понять «высоту смирения божественного глагола и будут руководствоваться» памятью о его состоянии во плоти и его страсти, о его искупительной смерти и спасении, приносимом им миру.

Итак, с примирительной решимостью образ Христа становится вместо проявления этой искупительной встречи Бога с человеком. Это свидетельствует о вере Церкви в то, что Христос есть Бог, сделанный человеком, истина, воплощенная в ее полноте, которую христианская община должна показать всем, чтобы тем самым настаивать на отрицании какой-либо абстрактной и метафизической концепции религии. Истина, отныне это не идея или абстрактная форма, а конкретный человек, который может быть представлен. Церковь может уже не только говорить об истине, но и показывать ее: это образ Христа. Она представляет лицо и субстанцию воплощенного глагола, в котором они встречаются и объединяются » без путаницы и » неразрывно божественной и человеческой природы. «Изображается не природа всего изображенного, а его ипостась. Затем Христос описывается в своей субстанции, хотя и неописуемый в своей божественности, особенно отмечает Феодор. Это четкое патристическое различие между природой, личностью и субстанцией преодолевает как ловушку монифизизма, так и несторианства и свидетельствует о православном мнении о том, что в образе Христа видна личность Господа в его человеческом облике, как она была видна исторически во время его воплощения. Кстати, оценить икону в москве вы можете на страницах нашего специализированного сайта.

Образ Христа не только показывает встречу Бога с человеком, но и представляет собой приглашение на встречу человека с Богом. Образцами этой второй встречи являются образы Богородицы и святых, друзей Бога.

Образы Богородицы и святых

Образы Богородицы, во-первых, либо Богородицы с младенцем, либо сладкого поцелуя, либо в молитве и «лежащей при рождении Христа, показывают, через глубокую» семантику православной живописи святых, Деву Марию как «небо и» добрую землю, а «не оскверненную гору и» девственное лоно-как Божью Матерь. То есть, как девушка, которая » отождествила в своем существовании жизнь сотворенного с жизнью не сотворенного, соединила в своей собственной жизни творение со своим создателем. Как » то существо, которое-единственное среди всего Божьего творения, материального и духовного — достигло полноты цели, для которой существует творение: максимально полное единение с Богом в самой полной реализации жизненных возможностей. Поэтому иконоборцы, ставя под сомнение образ Богородицы, ставили под сомнение способность человека стать Богом через союз со Христом, поскольку Богородицу считают и называют «Божьей Матерью» не только по природе глагола, но и по божественности человека.

Это божественность человека, по милости Божией, проявляется, во-вторых, образом Святых. Святыми православной иконографии являются люди, которые онтологически встретились со Христом и экзистенциально соединились с ним. И через этот союз они испытали » благословенное преображение, они возводили внутри себя падший образ Бога, возвращая его к своей первозданной красоте, и тем самым становились храмами Святого Духа и обителью Божией-во славу Божию. Согласно вере Церкви, человек есть слава Божия. В лице преображенных и божественных членов Церкви прославляется Бог. И именно это прославление выражают иконы святых. Они раскрывают перед нашими глазами путь, по которому они пошли, чтобы встретиться со Христом и стать славой Божьей. И Православная Церковь, изображая своих святых, напоминает нам » по имени о личной идентичности своих прославленных членов, то есть подчеркивает особенность изображенных людей своей новой ипостасью во Христе, что подтверждает бесспорную причастность изображенных к Божественной славе и благодати Христовой. Таким образом, иконы святых » раскрывают онтологически-моральные последствия христианской догмы в существовании во Христе изображенных людей, то есть божественность. Другими словами, это пластическое выражение и высказывание знаменитой фразы Афанасия Великого: «ибо этот (=Бог) стал человеком, чтобы божествить нас.

Свет на православной иконе

Это пластическое изложение преображения и божественности человека имеет, конечно, место и в других пластических процедурах, но особенно в том, что современный богослов называет «просветлением или» светящейся структурой православной иконы. Православный художник святых, в отличие от художника эпохи Возрождения, работающего из тени, строит икону и формирует ее буквально из света. В искусстве иконы цветовая палитра понимается как палитра света. Художник Сантоса смешивает цвета со светом, как святой » он смешивается со светом, по выражению Симеона Нового Богослова.

Этот свет играет своеобразную роль в византийской живописи, относится к бытию изображенного и, следовательно, приобретает онтологический характер. «Бог есть свет, и очеловечивание его есть свет, пришедший в мир:» ибо пришел и появился недоступный свет. Этот свет, согласно святому Григорию Паламасу, являются не сотворенными действиями Бога. И Свет, сияющий на святых иконах, есть именно это «божественное действие и, следовательно, суть содержания иконы. Свет, которым освещается православная икона, не является естественным светом, исходящим от определенного внешнего источника, так что он подчиняется непреклонным и безличным законам распространения света по прямой линии-со всеми последствиями этих законов, как это происходит в западном искусстве. Это, напротив, свет», который спускается с высоты и освещает изнутри изображенное, рассеиваясь одновременно повсюду, без определенного фокуса и без светового пятна, что отменило бы проявление его вездесущего присутствия. Как будто я спускаюсь. » огонь с небес на землю и осветит изнутри все человеческое существование. Для нашей православной иконографической традиции это не сотворенный свет горы табор, которая озарила Господа на Преображенской горе. И именно участие в этом не сотворенном свете преображения субстанцирует представленное, наделяя его ипостасью и идентичностью; делает его тем, чем он является. Свет такого качества-это тот, который освещает благословенные запасы изображенного и представляет собой аванс и обязательство восьмого дня погребения — » приход Страшного Суда. Поэтому свет иконы имеет характер » божественного появления как выражения божественных действий над сотворенным и людьми, которых он преображает. Таким образом, мы могли бы сказать, что православная икона делает пластически осязаемым прекрасное описание нашего отца среди Святых Симеона Нового Богослова, относящееся к преображению через божественный огонь, то есть по не сотворенной благодати, тела святых: » И таким образом тела святых, преобразованные благодатью, соединенной с их душой, или божественным огнем, освящаются и становятся также прозрачными и становятся очень отличными от других тел и более почтенными.

Первозданная красота

В рамках этого православного иконографического просветления мы могли бы сделать вывод, что икона не представляет физический мир коррупции и смерти. Напротив, он раскрывает перед нашими глазами райское пространство и время Царства Божьего, преобразованного Божественной благодатью. Мир иконы — это » Царство Божие, мир вечности. Православная икона представляет, как истечение «по образу падения может быть восстановлено до»первозданной красоты. Образец » способность смиренной материи мира, плоти земли и человека, объединяться с божественной жизнью и одеваться в развращенное нетленностью. Художник святых «формулирует своей кистью эту истину» не формально и аллегорически , а печатая при рисовании и цвете нетленность и славу человеческой и мирской плоти.

Яндекс.Метрика