Насколько прибыльны концертные туры? Очень, если исполнители — крупные артисты, фанаты которых жаждут их увидеть. Новичок Майли Сайрус, например, заработала 45,3 миллиона долларов от своего концертного тура Best of Both Worlds, состоявшего из 70 концертов, в 2007 и 2008 годах. Билеты были распроданы за считанные минуты, поскольку фанаты ее телешоу «Ханна Монтана» соперничали за шанс увидеть живое выступление звезды-подростка во время ее первого музыкального тура [источник: MTV News].
Но Мик Джаггер и the Rolling Stones, выступающие на сцене на протяжении четырех десятилетий, удерживают рекорд по количеству самых прибыльных туров. Их всемирный тур A Bigger Bang продолжался с 2005 по 2007 год и собрал 558 миллионов долларов [источник: Billboard].
Ни Мик, ни Майли не рассчитывают на доход только от концертов. Их музыкальные туры последовали за выпуском новых альбомов — «Ханна Монтана 2: Знакомьтесь, Майли Сайрус» для Майли и «A Bigger Bang» для the Rolling Stones — и оба заработали больше на фильмах-концертах, выпущенных после туров. Трехмерный фильм Disney «Концертный тур Best of Both Worlds» собрал более 65,3 миллиона долларов до выхода в эфир по кабельному телевидению, а документальный фильм Мартина Скорсезе «Пролей свет» о турне Stones собрал 5,3 миллиона долларов [источники: Conde Nast Portfolio, Rolling Stone и Billboard].
А как насчет исполнителей, более далеких от внезапной славы и царящей звездности? Насколько сложно организовать концертные туры и стоят ли они затраченных усилий? Какое планирование необходимо concert-agent.ru и как вы работаете с концертными промоутерами или организаторами тура, согласовываете график гастролей и нанимаете туристическую команду? Продолжайте читать, чтобы узнать больше, начиная с первоначального планирования, которое вам нужно выполнить.
Чтобы принять решение, вам нужно учитывать такие факторы, как:
Достаточно ли у нас готового материала для выступления в туре?
Можем ли мы справиться с тяготами путешествий и сложной задачей играть этот материал каждый вечер так, как будто он свежий?
Есть ли у нас причина для турне сейчас — например, для продвижения нового компакт-диска? Есть ли у нас копии компакт-дисков для продажи, если мы в туре?
Получаем ли мы достаточное количество бронирований в клубах и достаточно ли сильный отклик от фанатов, чтобы заявить, что они купят билеты на наши концерты?
Можем ли мы достаточно хорошо ладить друг с другом, чтобы пережить совместный тур?
Чего мы хотим от тура — большей известности для группы, больших зарплат для участников группы или чего-то еще?
Если оставить в стороне Майли Сайрус и The Rolling Stones, если вы рассчитываете заработать много денег на концертных турах, вас, скорее всего, ждет разочарование. К тому времени, когда место проведения, промоутер концерта и продавец билетов получат свои скидки, аренда оборудования и съемочная группа будут оплачены, а транспортные расходы и проживание будут покрыты, у группы может оказаться не так много денег, как вы ожидали. Это даже без учета снижения продаж компакт-дисков и перехода на цифровую музыку.
Ограниченная прибыльность — не новость для гастролирующих групп. Джеральд Казале, член-основатель Devo, вспоминает, что участники группы заработали всего по 12 000 долларов каждый на туре Freedom of Choice группы new wave, который собрал 2 миллиона долларов в период расцвета группы в 1980 году — и выручка была бы еще меньше, если бы футболки плохо продавались. Группа снова начала гастролировать в 2004 году [источник: Billboard].
Если вы решили, что готовы отправиться в тур, следующим шагом будет предварительное планирование, которым, вероятно, руководит менеджер вашей группы. Вот несколько вопросов для рассмотрения.:
В каком географическом регионе и в каких конкретных городах и на площадках вы хотите выступить? Каков ваш предварительный маршрут?
Какие конкретные исполнительские потребности у вас есть в плане инструментов и музыкального оборудования?
Какие у вас конкретные потребности в сцене, звукорежиссуре и освещении?
Сколько оборудования привезет с собой группа и сколько вам нужно будет подготовить на месте?
Сколько членов экипажа вам нужно иметь на месте и какие навыки или подготовка им необходимы?
Каков ваш предварительный бюджет тура, включая оплату труда сотрудников и расходы на оборудование?
Каковы ваши ограничения по продолжительности тура и количеству концертов?
После того, как вы изучите эти основы, вам понадобится кто-то, кто сможет связать вас с вашей аудиторией. Возможно, у вашей группы есть музыкальный агент, который занимается бронированием билетов. Но независимо от того, делаете вы это или нет, вам или вашему агенту необходимо работать через концертного промоутера или организатора тура, чтобы организовать тур. Давайте рассмотрим далее, чем занимаются концертные промоутеры и как с ними работать.