В основе современных распределений видеоигр на жанры лежит вид активности, который чаще всего осуществляет игрок в играх данного жанра. Так видеоигры в общем могут разделяться на игры движения, планирования и сюжета или общения, действия и контроля.Во многих классификациях определение жанра происходит по нескольким осям. Например, за двумя осями сюжет — свобода действия, или тремя абстракция — симуляция — свобода.Однако чаще всего используемой классификации, хотя и не принятой всеми, жанры с которой встречаются в большинстве существующих, является приведенная ниже, которая исключает оси или многоуровневые разделы:
Action
В играх такого жанра необходимо использовать рефлексы и скорость реакции для преодоления игровых обстоятельств. Это один из базовых жанров и в то же время самый распространенный. Как правило экшн-игры связанные с агрессивными действиями в отношении противников или окружения. Персонаж игрока должен драться, стрелять, преследовать цель или самому избегать преследования. В отношении экшн-игр, где имеются значительные элементы приключенческих игр, применяется срок Action-adventure. Среди них часто выделяется направление аркадных игр, игровой процесс которых отличается простотой и легкостью освоения.
Этот жанр делится на множество поджанров, среди которых основными являются:
- Шутеры требуют от игрока бороться с противниками путем стрельбы. В зависимости от перспективы, делятся на шутеры от первого (Wolfenstein 3D) или третьего лица (Макс Пэйн). Существуют разновидности как тактические, в которых игровой персонаж действует в составе команды (SWAT 4), аркады (Alien Shooter)стелс-экшн, целью которого является скрытые действия для выполнения задач, без прямого уничтожения противников (серия Hitman). Относительно игр, где основой игрового процесса является уничтожение больших количеств врагов, а сама стрельба в данном преобладает над тактикой и точностью, применяется срок Shoot ’em up (R-Type, Touhou, Contra).
- Файтинги — имитирующих ближний бой, как правило один на один, на специальных аренах. Примеры: серия Mortal Kombat, Street Fighter.
- Beat ’em up — подобные файтинги, с той разницей, что персонажи свободно перемещаются игровым миром (а не специальной ареной) и борются против многих противников одновременно. Примеры: Golden Axe, Battletoads, Double Dragon.
- Платформеры — персонаж должен двигаться, прыгая по платформам и преодолевать препятствия. Примеры: Mario, Spyro the Dragon, Megaman.
- Лабиринты — персонаж двигается по лабиринту с целью найти выход, собрать предметы и/или избежать ловушек и опасностей. Часто в играх этого жанра есть ограничения на время. Примеры: Pac-Man, Boulder Dash.
Стратегия
Смысл стратегических игр заключается в планировании действий и выработке определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Соответственно до реализации игрового времени, стратегические видеоигры подразделяются на две основных разновидности:
- Пошаговые стратегические игры — игрок и его противник осуществляют действия один за другим, пошагово, имея возможность за один игровой ход выполнить определенное количество операций. Примеры: Heroes of Might and Magic III, Цивилизация.
- Стратегические игры в реальном времени — и игрок и противник выполняют свои действия одновременно, однако часто часто масштаб времени отличается от реального. Например, строительство продолжается несколько секунд, а игровая час составляет несколько минут реального времени. Примеры: StarCraft, Age of Empires III.
- Tower Defense — производный жанр, в котором игрок управляет оборонительными башнями чтобы не пропустить волны врагов.
- MOBA — производный жанр, в котором игрок управляет одним персонажем с целью защитить свою базу от врагов и уничтожить вражескую.
- MMORTS — многопользовательские онлайн-стратегии в реальном времени, ориентированы на соперничество/сотрудничество с другими реальными игроками, чтобы достичь общей цели.
Видом стратегических игр, которые отражают сугубо боевые действия, есть варгеймы. Игры, в которых игрок управляет масштабными государствами (империями, планетами, галактиками), при этом занимаясь всеми аспектами их жизни, включая торговлю, науки и войны, имеют название глобальных стратегий. Близким к ним есть игры в бога, где игрок выступает в роли надприродньої существа, управляет миром через чудеса, правителей, управляет силами природы.
Ролевая игра
Игрок ассоциируется с конкретным персонажем или лидером команды, которые действуют в соответствии с правилами своих ролей. Например LSD игра, рыцарь не может того, что волшебник, каждая роль имеет свои особенности, а порой от нее зависит и развитие сюжета. Цель игрового процесса заключается в выполнении различных заданий (квестов) для развития одного персонажа или группу. Возможные варианты действий зависят от выбранного образа персонажа, предварительно определенного или формируемого самим игроком.
Ролевые видеоигры часто сочетаются с другими жанрами, образуя Action-RPG, тактические ролевые игры, MUD-ы (текстовая онлайн-игра) и т.п.. Особым случаем ролевой игры MMO RPG многопользовательские ролевые онлайн-игры, в которых живые игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире через сеть Интернет, что определяет специфику игрового процесса.
Иногда ролевые игры подразделяются по дизайну и построением сюжета. Так существует условное разделение на ролевые игры западного и восточного (японские ролевые игры).
Симулятор
В широком смысле все игры являются симуляторами. В узком смысле это видеоигры, предназначенные для составления уявення о действительности с помощью отображения определенных реальных явлений и свойств в виртуальной среде. Существует немало поджанров, как технические (управление сложными техническими устройствами, авиационной техникой и другие, например игра Ил-2 Штурмовик), аркадные (отличаются от аркад наличием упрощенной физической модели. Например, X-Wing), спортивные, экономические, свиданий и другие.
Происшествия
+В приключенческих видеоиграх игрок управляет игровым персонажем, который движется по сюжету и выполняет обусловленные сценарием задачи, полагаясь на свою внимательность и логику, осуществляет поиски подсказок и решает загадки. Внутри жанра выделяются основные піджанри: интерактивная литература, интерактивные фильмы и визуальные романы. Часто по аналогии с приключенческих фильмов приключенческими называются те видеоигры, сюжет которых динамически разворачивается, насыщенный яркими событиями, быстрой сменой обстановки, а персонажи проявляют смекалку и смелость. Примеры: серия об Индиане Джонсе, Disney’s Aladdin in Nasira’s Revenge, Syberia.