В широком смысле слова под Карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создается комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.
Карикатура в этом значении обладает широким диапазоном тем и может быть сравнима с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой Карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее ее можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы Карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате). Подробнее про новую жизнь карикатуры читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Карикатура в изобразительном искусстве
В более узком смысле Карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью.
Расцвет Карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16-18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции.
В этот период отчетливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих более поздних этапов развития карикатуры (российская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., Кит. 1920-х гг. ). Важную роль в карикатуре играет текст.
Активная общественная роль карикатуры сказывается и в формах ее бытования — самых массовых из всех, которые знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографии, офорт, литография — и печатный станок, карикатура распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д.
Обладая собственными социальными обличительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несет и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма проявляются во многих карикатурах конца 18 — начала 19 вв., влияние стиля «модерн» — в журнальной карикатуре рубежа 19-20 вв. связь с экспрессионизмом — в ряду немецких карикатуристов 1910-20-х гг. и т. д. При этом карикатура представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобы дня; этим она влияет и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.
Роль карикатуры в 19 веке
Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из главенствующих мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества.
Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2 — й половины 18-начала 19 в. Дж. Гилрой, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских карикатур не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приемы европейской карикатуры.
Тогда же определилась специфическая для карикатур оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: такие карикатуры-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеонівські письма» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенева, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французоманії дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. А. Орловский.
Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, батожать испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрел небывалую силу и глубину художественного действия.
Карикатура в литературной публицистике
В 19-20 вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и ее социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности.
Прогрессивная карикатура 19 в., Участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество величайшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до печального юмора, и карикатур Парижской коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных притеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых высмеивались пороки политического устройства и общественной жизни.
Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот прием характерен для карикатуристов российских сатирических журналов середины 19 века. — «Искра», «Гудок» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмелей), которые принимали участие в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества.
С лубка пришли в карикатуры иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей.
Одним из самых действенных и емких сатирических средств стал гротескный обобщенный образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощают типичные черты господствующих классов.
Такие созданы французскими карикатуристами — Ш. Філіпоном, Воспитания, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макэра. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в российской политической графике, которая стала важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ое. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка карикатуры участвовали художники немецкого журнала «Симплициссимус «(основан в 1896), русских журналов» Сатирикон «(1908-14) и» Новый Сатирикон» (1913-18).